Но иногда похищение совершалось против воли девушки, причем о предстоящем похищении часто не знали и родители жениха. Обычай похищения невесты отчасти сохранился и в XX в.
Что касается добровольного ухода девушки к жениху, то, по сведениям Г. Ахмерова, большинство браков татар в начале XX в. Уйти к жениху девушка решалась в том случае, когда родители категорически отказывались выдать ее замуж за любимого человека. Дело выгодно решалось в отношении жениха: условия свадебной сделки диктовали его родители, и калым назначался сравнительно небольшой. Официальная часть бракосочетания — никах — также проводилась в доме жениха. Иногда и после признания брака родители невесты, считая себя опозоренными, долгое время не поддерживали связь с дочерью, отказывали ей в приданом.
Со временем конфликт сглаживался, обе стороны примирялись. По мнению Р. Поводом к знакомству девушек с парнями и их самовольному выходу замуж, по мнению Г. Ахмерова, являлись летние игрища молодежи на Сабантуе и Джиене, посиделки в осенние и зимние вечера, обычай возить девушек зимой в другие селения к родственникам на посиделки.
Летние игрища происходили обычно в мае и июне по вечерам на немноголюдных улицах, на берегах рек, а по праздничным дням — в лесу, на лугу. В долгие зимние вечера деревенские девушки часто собирались в тех домах, где взрослых мужчин или совсем не было, или же они временно отсутствовали. Такие вечера посещали и парни, заводя разные игры. По окончании работы все наряжались и отправлялись к реке мыть ощипанных птиц, а после ужина парни и девушки собирались вместе и заводили новые знакомства.
Сватовство заключалось в обговаривании условий заключения предстоящего брака. Сватать отправляли, как правило, кого-нибудь из родственников жениха, уважаемых, бойких на язык людей. В некоторых деревнях были специальные свахи. Сваху в доме невесты принимали с почетом, сажали непременно на подушку, угощали чаем. Как правило, при первом ее посещении родители невесты давали уклончивый ответ: надо подумать, приходи через несколько дней.
Это время они использовали для сбора всевозможных сведений о женихе — возрасте, состоянии, поведении и т. Кроме того, как отмечает этнограф М. В случае благоприятных предзнаменований и удовлетворительных сведений о женихе родители давали согласие на брак. Если родители невесты не были согласны выдать дочь, то на первых порах решительно отказывались от всяких переговоров.
У пермских татар сватать шли, как правило, родители жениха или его близкие родственники. Если невеста была из другой деревни, то, отправляясь сватать, останавливались вначале у родных или знакомых, говорили о причине приезда, советовались с ними и только после этого шли в дом невесты. Благоприятным днем для сватовства у татар-мишарей считались четверг или воскресенье, у касимовских татар — пятница, вторник или среда, а, например, у народов Средней Азии и Казахстана — среда и четверг.
Очень важным моментом в деле сватовства было заключение условия о калыме. Из-за него иногда стороны расходились, находя предлагаемые условия для себя невыгодными. Нередко уплату части калыма откладывали на будущее, когда жених будет располагать необходимыми средствами. Размер калыма зависел от состоятельности жениха, средние по зажиточности татары платили от до рублей Ориентиром служила сумма, которую получила в свое время мать невесты, выходя замуж. Часть денег шла на приданое невесте, часть оставалась в ее распоряжении и считалась ее собственностью, которой муж не мог лишить жену даже в случае развода.
Насыри также упоминает размер калыма в , , рублей в зависимости от возможностей стороны жениха. Бывало, что калым достигал и 5 тысяч рублей При достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор. В знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами: сторона жениха передавала требуемые деньги, иногда и подарок для невесты, а сторона невесты — часть вещей из ее приданого.
Сговор, на который приглашались и родственники невесты, завершался угощением. По возвращении со сговора-помолвки в дом жениха созывали родственников иногда только женщин на угощение, во время которого сообщалось о достигнутой договоренности, сроках проведения свадьбы, ее участниках, на показ выставлялись полученные вещи. Это обручение имело значение в случае развода: после джеб-кабула жених и невеста де-юре расходились как муж и жена, хотя таковыми еще не были Период от сговора до свадьбы обычно длился около месяца.
Среди большинства казанских татар в этот период особых обрядов, визитов не было, в то время как у татар-мишарей, пермских, чепецких татар этот период изобиловал множеством обрядов. В отдельных районах проживания татар-мишарей, пермских татар уплата части выкупа служила основанием для совместной досвадебной жизни молодых.
Подобное было характерно и для свадебной обрядности казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков. Обряд, связанный с установлением размера выкупа, у татар-мишарей происходил в доме невесты. Со стороны жениха обычно являлся его отец и два старших родственника. Они приносили с собой каравай хлеба и соль, завернутые в платок. Калым, как правило, состоял из денег, одежды и обуви для невесты, постельных принадлежностей и продуктов питания для свадьбы.
Калым нередко вносили в рассрочку. Первую долю калыма отец жениха или тот, кто его представлял, клал на хлеб, принесенный родственниками жениха. Подобный обряд был также присущ чувашам и удмуртам. У астраханских татар устраивали девичник с приглашением девушек-родственниц. В доме невесты проводили также совместную молодежную вечеринку, но без жениха, а в доме жениха — вечеринку для молодежи, но без невесты. Для молодых готовили специальное помещение. Постель для молодых стелила женщина, счастливая в семейной жизни. Стелилось столько перин, сколько ночей должен был провести молодой в свой первый приезд, и после каждой ночи одна перина убиралась.
Первый приезд сопровождался многократными выкупами со стороны жениха. После первой брачной ночи молодые обменивались подарками. Утром, после бани, молодого представляли тестю с тещей. При этом производился взаимный обмен подарками.
Татарская свадьба
В свой первый приезд молодой ночевал от трех до пяти ночей. Затем какое-то время по предварительной договоренности он раз в неделю, обычно по четвергам, навещал жену, ночевал у нее. В доме невесты проводился девичник, девушки ходили в баню, готовили к отправке приданое. В доме жениха также проводился мальчишник, который начинался утром с посещения бани. Молодежь веселилась, а затем парни выходили встречать подводу с приданым. Родственники жениха и невесты украшали отведенную для молодых комнату, размещали мебель и утварь, вешали занавески, полотенца, стелили постель.
На постели катали разнополых детей или приглашали переночевать многодетную супружескую пару, чтобы у молодых были дети.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
По свидетельству Г. Ахмерова, обычным временем года для свадьбы через сватовство являлась весна. Начавшись еще в феврале — марте, свадьба нередко тянулась до сенокоса. Ахмеров отмечает, что наибольшее количество свадеб у чувашей также наблюдалось в первой половине июля — перед сенокосом. Вот как происходил свадебный обряд в описании М. Масло и мед составляют испокон века необходимость и первое кушанье свадебных пиров. Кроме того, от жениха посылаются пироги, жареные утки, гуси, индейки, белый хлеб в виде огромных караваев с изюмом — все это должно быть в четном числе.
Подготовка к празднованию
Эта провизия отправляется на нескольких плетенках или санях, число которых должно быть четным; при выезде из двора такого обоза поворачивают непременно направо, хотя бы ехать надо было и налево. При въезде на невестин двор стараются принять направление на юго-восток к Мекке. Собираются несколько мулл и знакомых мужчин со стороны невесты. Жених остается дома, а его приятели отправляются в дом невесты. Мулла спрашивает отца невесты о магяре калым , затем выбирает кого-нибудь из присутствующих и посылают их спросить невесту, согласна ли она выйти замуж за такого-то.
Когда выборные свидетели возвращаются с утвердительным ответом, то мулла начинает читать молитву на арабском языке хутбе. После окончания молитвы и вопросов мулла записывает новобрачных в книгу и делает в ней отметку о том, сколько уже выплачено магяра и сколько еще следует уплатить его в случае развода.
Семейные традиции у татар
Тут же расписываются и свидетели, уполномоченные со стороны невесты и жениха. Этим заканчиваются брачные формальности. После молитвы и записи начинается пир. Окончив чаепитие и дружно прочитав про себя краткую молитву, гости поднимаются с пола и разъезжаются. Свадебный обед кончился. Но новобрачный еще не является к молодой, соединение их пока лишь только формальное. Свадьба начиналась с никаха, на котором молодые сами не присутствовали исключение составляли татары-кряшены, у которых на эту свадьбу ехал сам жених. Специфической особенностью свадеб казанских татар являлось то, что она проводилась отдельно для мужчин и женщин в разных помещениях.
У татар-кряшен это разделение отсутствовало Источники также свидетельствуют, что свадьбы татар, как правило, проходили либо без спиртных напитков, либо их количество строго ограничивалось. У астраханских татар, отправляясь на свадебный пир, гости должны были три раза объехать вокруг деревни невесты, прежде чем въехать во двор. При въезде их осыпали мелкими монетами.
Во время обряда бракосочетания родственницы расчесывали невесте волосы расческой, подаренной женихом, заплетали одну косу вместо двух девичьих и переодевали ее в новое платье.
- секс онлайн с несовершеннолетними.
- Татарская Свадьба.
- Как провести сватовство с точки зрения ислама?;
- Обычаи крымских татар.
- знакомство в наро фоминске.
После регистрации брака родственницы невесты угощали присутствующих и раздавали родственникам жениха подарки.